Нередко из уст ярых борцов за экологию можно услышать пламенные речи о том, как хорошо было бы без реагентов, щедро сдобренные идиллическими описаниями белого снежка и пушистых сугробов прямо на центральных улицах. Только вот мало кто в действительности имеет представление о том, какими могут быть последствия зимы без плавящих противогололедных материалов. А ведь есть город, который власти, перейдя, что называется, от слов к делу, действительно посадили на бессолевую диету. И город этот - Санкт-Петербург.
Зима 2015-2016 получилась в Северной столице экспериментальной: сначала пытались бороться с гололедом с помощью жидкого хлористого кальция и хлористого магния (бишофита), что привело к возникновению скользкой пленки на дорогах и авариям, а потом видимо решили - зачем мучиться? Скажем, что заботимся об экологии и откажемся от реагентов вообще. Как можно догадаться, результаты подобных действий оказались плачевными.
Свято место пусто не бывает - взамен плавящих реагентов в Петербурге стали использовать пескосоляную смесь, плавящая способность которой практически равна нулю из-за низкой концентрации соли (не более 5%). Это значит, что очистить дороги до «черного асфальта», как этого требует международное и российское законодательство, с помощью такой смеси невозможно. Результат - увеличение количества ДТП, исков от пострадавших и штрафов от проверяющих органов: ГИБДД, прокуратуры, технической инспекции и так далее.
По данным МВД РФ число аварий из-за гололедицы на дорогах зимой 2015 года выросло в 3 раза по сравнению с 2014, в январе и феврале 2016 по причине неудовлетворительных условий (НДУ) на дорогах произошло в два раза больше ДТП, чем за всю зиму 2015 года (см. Таблицу 1).
Таблица 1
Количество аварий, произошедших в связи с гололедицей в г. Санкт-Петербурге
2014 |
2015 |
Январь-февраль 2016 |
|
ДТП из-за гололедицы |
50 |
154 |
317 |
Погибло |
0 |
3 |
21 |
Ранено |
67 |
184 |
397 |
Согласно официальным данным УГИБДД по Ленинградской области и Санкт-Петербургу за январь и февраль 2016 года число ДТП из-за НДУ (неудовлетворительных дорожных условий) выросло на 75,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество погибших в этих авариях увеличилось на 61,5%, раненых - на 76,4%.
Если говорить о травматизме среди пешеходов, по заявлениям самих медиков, повреждения стали тяжелее обычного: сложные переломы, серьезные черепно-мозговые травмы. За январь и февраль 2016 в травмпункты из-за падений на льду обратилось около 1000 человек.
По данным Ассоциации травматологов и ортопедов на 100 тысяч человек в Санкт-Петербурге зимой 2015-2016 приходился 19,1 пострадавший. Это пугающая цифра! Ведь, например, в Москве, население которой больше в 4 раза, данный показатель всего 3,5.
В других городах, где применяется пескосоль, ситуация не лучше: в Перми который год подряд фиксируется один из самых высоких уровней травматизма в стране, Роспотребнадзор пришел к выводу, что в Екатеринбурге неубранный снег и лед провоцирует более 300 смертей ежегодно.
Пескосоляная смесь вредна и для экологии. Песок нарушает воздухообмен в почвах, из-за чего ухудшается доступ кислорода к прикорневой системе. Кроме того, песок приводит к повышению запыленности воздуха. К примеру, весной 2016 года после «бессолевой» зимы жители Санкт-Петербурга страдали от пылевых поземок. Проблема запыленности воздуха остро стоит и в Челябинске - в этом городе для борьбы с гололедом уже долгие годы на улицы высыпают тонны песка и мелкого щебня - дресвы.
То есть, последствия зимы без современных реагентов поистине удручающие. Так стоит ли экспериментировать, если есть проверенные составы на основе формиатов, которые успешно применяются, например, в Москве?
Столичный опыт борьбы с зимней скользкостью действительно заслуживает подражания. Уровень травматизма один из самых низких по России при том, что Москва - это огромный мегаполис. Поиском средства с оптимальным составом занимались ученые ведущих исследовательских институтов России. Наилучшим фрикционным материалом был признан мрамор, плавящим веществом (с учетом безопасности воздействия на здоровье людей, почвы и обувь) - формиат натрия. Но он слишком дорог, поэтому его «разбавляют» хлоридом натрия - пищевой солью - так, чтобы реагент сохранял самый безопасный класс по воздействию на человека - четвертый.
В первый год использования (зима 2011-2012) этого тротуарного реагента, получившего название КРтв (комбинированный реагент твердый), число пострадавших от гололеда в Москве сократилось в 2,5 раза (см. Таблицу 1).
Таблица 1 Количество осадков, переходов через 0°C и пострадавших от гололеда пешеходов в Москве с 2008-2015 гг по данным Росгидрометцентра и НПЦ Экстренной медицинской помощи г. Москвы
|
2008/09 |
2009/10 |
2010/11 |
2011/12 |
2012/13 |
2013/14 |
2014/15 |
количество переходов через 0°C |
|
25 |
43 |
47 |
46 |
78 |
94 |
количество выпавших осадков, мм |
1350 |
1820 |
1720 |
2070 |
3280 |
1510 |
2380 |
пострадавшие из-за гололеда, чел. |
3555 |
2602 |
3476 |
1545 |
2289 |
968 |
1322 |
Если говорить об экологии, зафиксировано снижение уровня засоленности почвы относительно 2009 года в 2-2,5 раза.
Для автодорог в столице тоже используются многокомпонентные реагенты. За период их применения с 2011 года отмечено снижение ДТП при переходе температуры через 0 более чем в 2 раза (см. Таблицу 2)
Таблица 2 Количество аварий, произошедших в связи с гололедицей, в г. Москве
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
ДТП из-за гололеда |
201 |
99 |
74 |
48 |
29 |
3 |
Погибло |
15 |
6 |
4 |
5 |
2 |
0 |
Ранено |
244 |
112 |
97 |
60 |
40 |
5 |
Остается надеяться, что в населенных пунктах по всей России возьмут на вооружение опыт столицы и зима будет комфортной и безопасной для каждого жителя нашей страны.